«Как не краснеть?» – с таким вопросом очень часто обращаются к психологу. Давайте поговорим о страхе покраснеть подробнее.
Страх покраснеть — это удивительное проявление особенностей западной цивилизации, когда физиологическую реакцию ставят вне закона, совершенно естественное биологическое явление становится причиной стыда. Если большинство остальных фобий могут быть оправданы тем, что являются следствием чрезмерности в оценке вполне реальных опасностей, то страх покраснеть связан исключительно с культурой, в которой мы живем, являясь продуктом нашей культуры. За этим страхом стоит образ рационального, уравновешенного, «зрелого», «сильного» человека, являющегося неким странным идеалом на Западе, который, естественно, не краснеет, так как умеет «трезво реагировать» на ситуации и «держать себя в руках». Соответственно, чрезмерный румянец на лице становится свидетельством незрелости, слабости, неуравновешенности, то есть поставлен знак равенства между безэмоциональностью (или очень сдержанной эмоциональностью) и такими современными ценностями, как «сила» и «зрелость». Эмоциональность становится показателем инфантильности, слабости. Она обесценивается, начинает рассматриваться как нечто стыдное и мешающее.
В нашем обществе приходятся сталкиваться с забавными парадоксами: в одной и той же организации одни и те же менеджеры на одном тренинге развивают эмоциональный интеллект (то есть учатся использовать как свои эмоции, так и эмоции клиента или подчиненного в своей работе), а на другом испытывают трудности в преодолении волнения перед публичным выступлением, вступая в борьбу с эмоциями, которые считаются ими же теперь стыдными. К сожалению, некоторые эмоции мы привыкли считать «негативными» и стыдиться их. А по причине такого отношения к ним, мы или стараемся игнорировать их у себя (делаем вид, что ничего подобного и не испытываем, даже не знаем, что это за чувство такое) или вступаем в борьбу, стараемся подавить конкретную эмоцию.
Для многих из нас тревога относится к тем самым «стыдным» чувствам, в наличии которых нам не хотелось бы признаваться. А тревога склонна вызывать покраснение лица. Собственно также, как и гнев, вина или стыд. Так как для многих людей эти чувства тоже являются не совсем ловкими, краснеющее лицо ярко и недвусмысленно показывает всем окружающим, что «стыдные» чувства уже нами владеют. А у нашего организма есть очень неприятная черта: когда мы начинаем бороться с нормальным физиологическим процессом, этот процесс начинает протекать еще интенсивнее. Поэтому страстное желание остановить покраснение лица с неизбежностью приводит к усилению этого покраснения. Это и немудрено, ведь борясь с покраснением, мы испытываем тревогу, что кто-то увидит нас в таком неприглядном виде, гнев на свою физиологию, стыд, то есть как раз те чувства, которые это покраснение и вызывают. Такой вот порочный круг: чем сильнее наше желание избавиться от краски на лице, тем больше лицо этой краской заливается.
В психотерапии для того, чтобы разрушить описанный выше механизм, используются техники парадоксальной интенции, то есть парадоксальной направленности: приписывается вызывать у себя то, что ранее было поводом для внутренней борьбы. Например, при бессоннице (когда основным механизмом является страх не заснуть) рекомендуется лечь, закрыть глаза и начать бороться со сном. А при страхе покраснеть — активно краснеть несколько раз в день. И прилюдно сообщать о том, что «меня это вводит в краску», «заставляет краснеть» и т.д., то есть демонстрировать не неловкость из-за покраснения, а уверенное поведение, которое в данном случае заключается в уверенности, что любые мои психофизиологические реакции совершенно нормальны и уместны. Когда мы ведем себя уверенно, мы постепенно начинаем ощущать эту уверенность, привыкаем к ней. В этом случае поведение идет впереди состояния — уверенное поведение становится причиной уверенности в себе. Принятие собственной эмоциональности является важным шагом на пути обретения уверенности. Мы можем просто решить, что «раз я это испытываю, значит так правильно, нормально, я так устроен».
Конечно, я несколько упростил процесс психотерапии. Человек может сто раз сказать себе «Когда я краснею – это нормально» и продолжать стыдиться. Как правило, нужно, чтобы произошел небольшой переворот во взглядах человека, своеобразное просветление, мини-сатори. Чтобы человек увидел мир немного другим, — таким, в котором можно в том числе и краснеть. К этому новому взгляду на себя и на мир идут как через рациональный анализ внутренних правил, представлений человека, конфронтирование им, так и через эмоциональное принятие себя. Поясню последнее утверждение: в психотерапии есть возможность прожить то, что не принимается самим человеком, в присутствие других людей (психотерапевта и, в групповой психотерапии, других участников группы), поддерживающих и принимающих. Мы впитываем то отношение к себе, которое видим у значимых людей из нашего окружения. И когда психотерапия становится на самом деле важной для человека, он может «взять» это принятие себя краснеющего внутрь себя и после этого стать в этом вопросе совсем другим человеком – для которого проблемы «краснеть/не краснеть» не существует вовсе.
Психотерапевт Игорь Гожий